Москва, Талалихина д.8. м. Пролетарская
+7 (499) 340-05-10

Курс «Техника психоанализа»

Программа курса

«Техника психоанализа: процедуры и клинический процесс»

Автор Кантор А.М.

Специалист, тренинговый аналитик, супервизор ЕКПП; кандидат исторических наук, докторант психологии.

Необходимость и цели курса

Обучение технологиям психоанализа обусловлено целым рядом обстоятельств. Помимо профессиональной важности, это — наименьшая, по сравнению с психоаналитической теорией, изученность вопросов технологии психоанализа. Ей посвящены, преимущественно, статьи и лишь небольшое число книг. В учебных курсах по психоанализу технологии уделяется также сравнительно немного места.

Отчасти, потому, что психоанализ — это профессия одиночек, и аналитики не всегда стремятся представить свои методы на обозрение коллегам из различных опасений, в т.ч., отрицающей критики коллег; а, кроме того, многие проблемы аналитической психотерапии обсуждаются в достаточно узких кругах специалистов. Что нередко приводит, с одной стороны, к определенной разноголосице в понимании психоаналитической технологии, с другой — к забвению несомненных открытий, могущих значительно продвинуть психотерапию и теорию психоанализа.

Данный курс основан на новейшей литературе по практике мирового психоанализа. Он обязательно включает работу с клиническим материалом и моделирование терапевтических ситуаций.

Курс состоит из двух основных частей. В первой части — техника рассматривается в контексте процедур, во второй — как терапевтический процесс.

Кроме того, первая часть курса, посвященная процедурам анализа, основана, помимо классических теорий психоанализа (главным образом, личности), на его новейших темах и модификациях психоаналитической теории (в частности, феноменологии психоанализа: сознания, жизненного мира, нейропсихоанализа; теорий развития и жизненного цикла и др.).

Вторая часть, относящаяся к процессу психотерапии, также включает вопросы современного психоаналитического понимания психопатологии (неврозы, пограничные состояния, психозы, характерологические нарушения, сексуальные проблемы, аддикции (зависимости), психосоматика, психическая травма и т.д.).

И, наконец, специальное внимание будет уделяться техническим новациям современного психоанализа.

Курс предполагает также усовершенствование — в ходе изучения аналитических технологий — знаний слушателей в области теории психоанализа временного психоанализа в области детской психоаналитической психотерапии.

Темы курса

Техника как процедура анализа (I часть курса).

1. Созданные З.Фрейдом психоанализ и психоаналитическая психотерапия (прежде всего, работа с бессознательным анализанда) немыслимы без специальных процедур: слушания, вопрошания, конфронтации, прояснения, свободных ассоциаций, интерпретаций, анализирования сопротивления (контрсопротивления), переноса (контрпереноса), а также некоторых др., включая непсихоаналитические приемы психотерапии: внушение, манипулирование и т.д.

2. Примечателен факт, что многие открытия в области психики были сделаны Фрейдом и его последователями с помощью психоаналитической технологии. А в наши дни она нашла широкое применение не только в терапии (в т.ч., непсихоаналитической), но также в педагогике, менеджменте, маркетинге, паблик рилейшнз, политологии, культурологии, истории, социологии, литературе, искусствознании, кинематографе и т.д.

Техника как процесс психотерапии (II часть курса).

3. Разумеется, процедуры психоанализа имеют первоочередное значение для психотерапии как клинического процесса, т.е. особой деятельности, направленной на изменение, облегчение, восстановление проблемного, нарушенного и даже патологического состояния человеческой психики.

4. Этот процесс также предполагает собственную технологию создание терапевтом аналитической ситуации и диагностики в рамках т.н. терапевтического сеттинга как специфического порядка проведения психоаналитической (и не только) терапии, благоприятными для анализанда условиями физической и психологической безопасности.

5. Планирование стадий психоаналитической терапии, аналитическая работа с сопутствующими стадиям состояниями пациентов (негативные терапевтические реакции клиентов, их отреагированием и отыгрыванием и др.) и, наконец, проработкой.

Структура курса:

Семь учебных дней в общем количестве 56 академических часов (каждый учебный день по четыре пары (8 ак.час. ) в каждом. Учебный день включает в себя две пары теоретического материала в формате лекций и по две пары групповой супервизии в день.

Автор курса: Кантор Александр Матвеевич

Share on FacebookShare on VK
Яндекс.Метрика